Нерукотворный Образ (Убрус) Господа Иисуса Христа является главной и древнейшей святыней города Саратова.
Первые полтора-два столетия своего существования Саратов имел вид небольшого военного укрепления, построенного для защиты русских земель от азиатов, кочевавших в обширных заволжских степях. Сначала оно располагалось на левом берегу Волги, затем было перенесено на правый. Известно, что "фортеция" (окраинный город-крепость), получившая название Саратов, была заложена в 1590 году князем Григорием Засекиным примерно в то же время, что и Царицын, Самара, Пенза, основанные им же. Там несли служение московские стрельцы, и во всех этих городах издавна особо почитались иконы Спаса Нерукотворного.
"Саратовский край в то время был слишком удалён от центра тогдашней России — Москвы и слишком подвержен был всякого рода опасностям со стороны диких заволжских орд и кочевников… Стрельцы только и могли надеяться на небесную помощь". "Спас Нерукотворный" считался покровителем стрельцов..." (краевед В. П. Соколов).
Есть мнение, что саратовский Спас непосредственно связан с Троице-Сергиевой лаврой и представляет собой хорошо выполненную копию Нерукотворённого Образа работы преподобного Андрея Рублёва — фрески лаврского Троицкого собора.
Предание об основании Саратова и принесении сюда Спаса Нерукотворного стало основой росписи паперти нижнего, Успенского, храма Троицкого собора Саратова, которая была выполнена палехскими мастерами несколько лет назад.
"Прославление иконы началось с 1812 года благодаря следующему событию: в этом году к соборному священнику пришёл приказчик рязанского купца Якова Михайлова и сказал, что хозяин его, Михайлов, чудесным образом исцелившийся от какой-то опасной болезни, написал ему, приказчику, из Рязани об этом событии и просил его, чтобы он отыскал образ Спасителя, который, по его словам, должен был быть в соборе над южною наружною дверью, и просил при этом приказчика сделать на образ ризу. Образ отыскали и внесли его внутрь церкви; приказчик сделал ризу сребропозлащённую и отслужил перед образом благодарственный молебен" (краевед В. П. Соколов).
С тех пор молебны и акафисты Спасителю служились ежедневно как в храме, так и в домах. В XIX веке с иконы было сделано несколько копий для христолюбивого воинства, в частности, для солдат, направлявшихся на войну с турками (1877 год). Ещё одну точную копию вывозили «на требы» в дома саратовцев. Так происходило до революции. В 1934 году при закрытии собора и древний образ Спасителя, и список с него были изъяты и переданы в краеведческий музей. Одна из двух этих икон пропала бесследно. В 1942 году Спас вернулся в Троицкий собор, но до середины 2000-х годов, когда началась капитальная реставрация храма и чтимых храмовых икон, никто не мог сказать: та ли это «стрелецкая» икона или её копия. Ко времени начала реставрации икона находилась в тяжелейшем состоянии.
Для помощи и консультаций в Саратов приезжали реставратор высшей категории ГосНИИР Е. М. Кристи, ведущий реставратор музея Андрея Рублёва Б. П. Ерёмин. "Когда с иконы сняли оклад, и она оказалась под ярким светом, все, кто стояли перед ней, пережили чувство, далеко выходящее за границы реального: у всех на глазах Спас преобразился. Темнота иконы стала постепенно растворяться и исчезать, как будто внутри неё появился собственный свет и стал рассеивать тьму… Всем открылся величественный образ пронзительной силы. Рисунок форм поражал своим совершенством и выверенностью пропорций. В нём была та монументальность и отрешённость от земного мира, которая так характерна для классической русской иконы. В этом проявлении иконы, произошедшем на наших глазах, была неожиданность чуда, и это потрясение надолго осталось в памяти" (воспоминания специалистов).
Икона первоначально представляла собой воинскую хоругвь. Задачей реставраторов было максимально сберечь историческую авторскую живопись. Были убраны лишние слои потемневшего лака.
С 1942 года икона пребывает в нижнем, Успенском, храме Троицкого собора в киоте справа от алтаря.
По материалам сайта Свято-Троицкого собора г. Саратова