Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Святитель Филарет Московский (Дроздов) https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/prostrannyj-pravoslavnyj-katekhizis/
Заповеди Божии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствие греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести.
Десять ветхозаветных заповедей (Декалог) Бог дал на горе Синай через Моисея народу еврейскому на двух каменных досках (скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т. е. ко всем людям).
Заповеди блаженства (Матф. 5:2-12) — декларация христианских нравственных ценностей. Здесь содержится всё необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. Все заповеди блаженства говорят о наградах, которые те, кто верен Христу, получат в Царстве будущего века. Но уже сейчас, исполняя заповеди Христовы, человек получает утешение и радость в преддверии полноты бытия – наступления Царства Божьего.
И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах …
«Иисус сказал…: кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим. Не любящий Меня не соблюдает слов Моих» (Ин. 14:23-24).
Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумением твоим… Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мк.12:30-31).
И ещё Господь дал нам верное руководство, как поступать: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12).
Есть мера веры, необходимая для крещения. Эта мера – Символ веры, который читается наизусть крещаемым перед самим Таинством.
Символом веры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утверждённое на 1-м (325 г.) и 2-м (381 г.) Вселенских Соборах.
Весь Символ веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина, догмат нашей православной веры.
1-й член говорит о Боге Отце, с 2-го по 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й — о Боге Духе Святом, 9-й — о Церкви, 10-й — о крещении, 11-й и 12-й — о воскресении мёртвых и вечной жизни.
Символ веры произносится принимающим крещение (оглашенным). При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками. Кроме того, Символ веры соборно поётся верующими в храме за Литургией и читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила.
Священный Символ надо принять сердцем и хранить его до конца жизни своей:
1. Я верую во единого Бога Отца, первое Лицо Святой Троицы: верю, что Бог – один, что Он всё содержит в Своей власти и всем управляет, что Он сотворил Небо и землю, то есть видимый и невидимый (материальный и духовный) мир.
2. Верую, что Господь наш Иисус Христос – это Тот же Единственный Бог, второе Лицо Святой Троицы. Он – Единородный Сын Бога Отца, рождённый до начала времён, когда времени ещё не было. Он – Свет от Света: так же неразлучен с Богом Отцом, как солнечный свет неразлучен с солнцем. Он – Истинный Бог, рождённый Истинным Богом. Он рождён Богом Отцом, а не сотворён, как сотворены люди и Ангелы; Единосущен Отцу – имеет единое существо, единую суть с Ним.
3. Верую, что Он для спасения рода человеческого явился на землю: наитием Духа Святого, воплотился (Бестелесный, Невидимый Бог принял плоть) от Пречистой Девы Марии, и вочеловечился – стал Человеком. Он – Богочеловек, в Котором Божественное соединилось с человеческим, кроме греха.
4. Верую, что за нас, за наши грехи Господь Иисус Христос был распят на Кресте при римском правителе Иудейской земли Понтии Пилате, и страдал, и умер, и был погребён.
5. Верую, что Он воскрес в третий день после Своей смерти, как о том предсказано в пророческих писаниях Ветхого Завета.
6. Верую, что Он в сороковой день по Воскресении Своём вознёсся на Небеса и сел одесную – по правую сторону – Бога Отца (Пс.109,1), то есть Господь Иисус Христос возвёл человеческое естество к Богу Отцу, тем самым удостоив его великой чести.
7. Верую, что Господь Иисус Христос опять придёт на землю, чтобы судить всех людей – как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут. Он воздаст каждому по делам его, отделит праведных от грешных и из праведных образует Царство Своё, которому никогда не будет конца.
8. Верую, что третье Лицо Святой Троицы, Святой Дух, — такой же Истинный Господь Бог, как Отец и Сын; что Он даёт всему жизнь, то есть Он, наравне с Отцом и Сыном, Творец всего. Верую, что Дух Святой исходит от Отца, что Ему следует так же поклоняться, как поклоняемся мы Отцу и Сыну, и так же прославлять Его. Верую и в то, что Святой Дух говорил через пророков и апостолов и по Его вдохновению написаны все книги Священного Писания.
9. Верую в Церковь – единую (одну, только Христову), святую, соборную (вселенскую, составляющую единство верующих с Главой её – Иисусом Христом) и апостольскую (неизменно сохраняющую полученные через апостолов учение и дары Святого Духа).
10. Я открыто объявляю, что для прощения грехов и спасения нужно один раз принять Таинство Крещения.
11. Я с надеждой и уверенностью ожидаю, что души умерших людей опять соединятся со своими телами и все умершие оживут; воскресшие тела будут бессмертны.
12. Я ожидаю также, что, когда воскреснут мёртвые и совершится над всеми суд Христов, для праведников начнётся вечная блаженная жизнь, бесконечная радость близости к Богу.
Истинно, да будет так.
Молитва есть беседа или разговор наш с Богом. Она необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас всё от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища – всё даётся нам Богом. Поэтому и в радости, и в печали, и когда что нам нужно, мы должны обращаться к Богу с молитвою. (Закон Божий)
«Страх Божий рождает молитву и просвещает совесть» (свт. Феофан Затворник).
Во время подготовки к крещению надо усердно молиться. Необходимо как можно чаще посещать храм Божий. Некрещёный может стоять за вечерним богослужением и утром, на Литургии, до слов, возглашаемых дьяконом или священником: «Елицы оглашеннии изыдите, да никто из оглашенных…». Оглашенный не может присутствовать также при других Таинствах – на чужих крестинах, при венчании, соборовании и рукоположении.
Боже, милостив буди мне грешному (Лк. 18:13).
Когда нам нужно произносить эту молитву?
Нужно произносить так же часто, как часто грешим. Как только согрешим, должны тотчас же каяться пред Богом во грехе и произносить эту молитву.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного.
(Эта молитва — основа молитвенного делания, крепкая опора в духовной жизни всякого христианина. Она, как и молитва мытаря, должна быть в уме и сердце христианина возможно чаще, потому что, постоянно согрешая перед Богом, постоянно и должны обращаться к Нему с просьбой о помиловании).
(перед началом всякого дела)
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже, души наша.
Русский перевод: Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, Который везде находится и всё наполняет, Вместилище всякого добра и жизни Податель, прииди и обитай в нас, и очисти нас от всякой нечистоты, и спаси, Милосердый, наши души.
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Русский перевод: Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами и благословен плод, Тобою рождённый, потому что Ты родила Спасителя душ наших.
Молитва основана на приветствии Архангела Гавриила Деве Марии в момент Благовещения (Лк. 1, 28–31; Мф. 1, 18–25).
(по окончании всякого дела)
Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Русский перевод: Достойно есть поистине восхвалять Тебя, Богородицу, вечно блаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честью высшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно Бога-Слово родившую, истинную Богородицу, Тебя прославляем.
(Бог становится Отцом для человека в крещении)
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
«Читайте «Отче наш», да не лгите: Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем….» (преподобный Амвросий Оптинский).
Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал Своё величие, в другой – Свою волю. Первая книга – видимый мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на величие, красоту и стройность его частей, признавал Божественное всемогущество, по мере дарованного ему понятия. Вторая книга – Священное Писание. В ней показано благоволение Спасителя к нашему спасению… (М. В. Ломоносов).
Желающий покреститься должен читать Священное Писание. Необходимо прочитать из Нового Завета хотя бы одно из Евангелий. Из Ветхого Завета – прочесть Книгу Бытия, Исход, Притчи Соломона, Премудрость Иисуса, сына Сирахова, и Премудрость Соломона.
Православному необходимо, кроме Библии, как минимум иметь молитвослов, Закон Божий, православный календарь, икону Спасителя или Пресвятой Богородицы, стараться ежедневно читать Священное Писание, жития святых и святоотеческую литературу.
(Азбука. ру. Катехизация и воцерковление. Катехизические листки. Сборник для оглашаемых)